Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ЭТА СТРАНИЦА ДЛЯ ВАС!

в этом разделе мы будем размещать материалы, которые помогут Вам
             
 получить ответы на вопросы, касающиеся здоровья Ваших детей.
 
 

 Оценка уровня здоровья

Оценка уровня здоровья нужна всем, кто интересуется своим собственным здоровьем и здоровьем своих детей. И для тех, кто совершенно здоров, но хочет, как можно дольше сохранить свое здоровье. И для тех, кто еще не болен, но уже ощущает временами ухудшение самочувствия и для тех, кто уже имеет те или иные заболевания, но хочет знать каким запасом здоровья он еще располагает.

 

Говорить о здоровье намного сложнее, чем о болезни. Болезнь человек чувствует. Она ему мешает жить. Она является потенциальной угрозой инвалидности и смерти. Это всем понятно. Здоровье же мы не чувствуем. Мы его воспринимаем, как что-то само собой разумеющееся. Как воздух, как солнечный свет. Обычно при рассказе о здоровье упрощались многие очень сложные биологические и медицинские понятия. И все же, несмотря на эти упрощения, объяснить сущность здоровья сложнее, чем сущность болезни.

 

 Проблемой нашего времени является резкое ухудшение состояния здоровья детей, что проявляется                         не только нарушениями функциях органов и систем организма, но и снижением уровня физического развития и функциональных возможностей организма, снижением адаптации к меняющимся условиям среды, психологическим дискомфортом. Здоровье подрастающего поколения - это проблема, которая имеет не только медицинское, но и педагогическое значение. Исследованиями последних десятилетий установлены существенные сдвиги в адаптационных возможностях современных школьников под влиянием умственного утомления и снижения двигательной активности, являющихся следствием все возрастающего уровня информации, который должен воспринять и усвоить современный школьник. Наибольшее напряжение в современных условиях приходится на сердечно-сосудистую систему, заболевание которой занимают первое место среди причин, быстро вызывающих утрату работоспособности.   

    К сожалению, текущий функциональный контроль, который позволяет выявить отклонения             в состоянии здоровья школьников на ранних стадиях, практически отсутствует.             Изучение адаптации к школьным нагрузкам, к школьным условиям обучения сегодня приобретает актуальность также в связи с широким распространением различных экспериментальных форм обучения, не учитывающих возрастные особенности детей.

 

        Существуют ли общий для всех людей критерий здоровья и метод его измерения?

 
Да, единый критерий здоровья существует, и уровень здоровья можно измерить.
Чрезмерный стресс, постоянные переживания, подавленное настроение, неудачи, большие физические нагрузки и недостаточный отдых приводят к выраженному напряжению регуляторных систем организма, а затем к их перенапряжению и истощению. Это означает, что организм не может сам регулировать свои функции, нарушается процесс саморегуляции, возникают затруднения и сбои в работе различных систем организма. Так мы приходим к болезни.
 
Заболевание является результатом снижения адаптационных (приспособительных) возможностей организма и развивается постепенно, через стадии донозологических и преморбидных состояний. Диагностика донозологических и преморбидных состояний у детей может быть осуществлена путем контроля данных о ритме сердца.

Современный подход к измерению и оценке здоровья заключается в исследовании данных о ритме сердца. Сердце откликается на все изменения во внешней среде и внутри организма. Этот подход берет свое начало от пульсовой диагностики, которая возникла несколько тысячелетий назад в древнем Китае. О пульсовой диагностике слышали многие, но, по-видимому, новым для большинства людей будет то, что подобный же подход получил свое развитие и в  современной космонавтике. Этот подход является самым простым и одновременно он использует один из самых сложных показателей жизнедеятельности человека
- ритм сердца.
 
 
 
             ЧТО ТАКОЕ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА            И ЗАЧЕМ ЕЕ ПРИМЕНЯТЬ В ШКОЛЕ?

     

Одной из самых сложных и в то же время самых актуальных проблем современной медицины и физиологии является умение измерять уровень здоровья. Ведь переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение, истощение и срыв механизмов адаптации, и чем раньше мы сможем выявить такие состояния, тем больше шансов сохранить здоровье.

     Необходимость измерения адаптационных возможностей особенно актуальна для школьников – дети наиболее чувствительны к стрессовым воздействиям окружающей среды. Даже во внешне благополучных семьях дети имеют факторы риска снижения защитных сил организма, связанные с такими современными аспектами их образа жизни, как сложные взаимоотношения со взрослыми, недостаточное взаимопонимание в семье, неправильное питание и низкий уровень физической активности.

      Процесс обучения в школе требует от организма школьника не только высокой устойчивости к экстремальным воздействиям, но и хорошей пластичности, т.е. способности приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям существования.

Вариабельность сердечного ритма – одно из фундаментальных физиологических свойств нашего организма. Организма, а не просто сердечно-сосудистой системы.             

Вариабельность сердечного ритма с большой точностью отражает состояние именно регуляторных процессов в нашем организме, и поэтому, доставляет действительно неоценимую для предупреждения болезней информацию.

Анализ вариабельности сердечного ритма является научно обоснованной методологией донозологической (до болезни) диагностики, обеспечивающей получение информации   о степени напряжения регуляторных систем, что позволяет судить об адаптационных возможностях организма. Этот метод прост, информативен, хорошо разработан и является самым применяемым в мире.

 

                          ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ЯВЛЯЕТСЯ ЗОЛОТЫМ СТАНДАРТОМ                                 ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В медицине расчет ВСР используется для экспресс-диагностики текущего функционального состояния раннего выявления переутомления, для контроля эффективности процедур оздоровления и реабилитации.

В спортивной медицине ВСР применяется для оценки готовности к очередной тренировки и определению оптимальной нагрузки.

В школьном образовании ВСР позволяет оценить степень адаптации детей к психоэмоциональным и                интеллектуальным нагрузкам в период обучения.

 

 

                   АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА,

               КАК СПОСОБ ПРОГНОЗА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 

    Как показывают многочисленные наблюдения, из года в год ухудшается физическое и психическое развитие детей, снижается уровень здоровья, растет общая заболеваемость и школьная патология. Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим и углубленным образовательным программам. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом образовательной нагрузки. Для всех школ с углубленным содержанием обучения (гимназий, лицеев и др.) характерно наличие у учащихся психоэмоционального напряжения, сокращение продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, соответствующих возрастным потребностям детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов растущего организма.

   Начало систематического обучения в школе является одним из кризисных этапов в развитии ребёнка, влечёт за собой серьёзные изменения и требует большого напряжения функционирования всех систем организма. Адаптационный период сопровождается разными сдвигами в функциональном состоянии детей. Наиболее удобным и информативным методом исследования состояния вегетативных влияний является анализ вариабельности сердечного ритма, так как нервная и гуморальная регуляция работы сердца изменяется значительно раньше, чем начинают выявляться энергетические, метаболические и гемодинамические сдвиги.

    В связи с этим, первостепенную важность приобретает прогнозирование течения адаптации, позволяющее выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья, до появления органических изменений, с разработкой методов дифференцированной коррекции.

    Использование анализа вариабельности сердечного ритма позволяет прогнозировать течения адаптации детей к школьным нагрузкам и условиям обучения.