Что такое вариабельность сердечного ритма и зачем ее применять в школе

Одной из самых сложных и в то же время самых актуальных проблем современной медицины и физиологии является умение измерять уровень здоровья. Ведь переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение, истощение и срыв механизмов адаптации, и чем раньше мы сможем выявить такие состояния, тем больше шансов сохранить здоровье.

Необходимость измерения адаптационных возможностей особенно актуальна для школьников – дети наиболее чувствительны к стрессовым воздействиям окружающей среды. Даже во внешне благополучных семьях дети имеют факторы риска снижения защитных сил организма, связанные с такими современными аспектами их образа жизни, как сложные взаимоотношения со взрослыми, недостаточное взаимопонимание в семье, неправильное питание и низкий уровень физической активности.

Процесс обучения в школе требует от организма школьника не только высокой устойчивости к экстремальным воздействиям, но и хорошей пластичности, т.е. способности приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям существования. Вариабельность сердечного ритма – одно из фундаментальных физиологических свойств нашего организма. Организма, а не просто сердечно-сосудистой системы.
Вариабельность сердечного ритма с большой точностью отражает состояние именно регуляторных процессов в нашем организме, и поэтому, доставляет действительно неоценимую для предупреждения болезней информацию. Анализ вариабельности сердечного ритма является научно обоснованной методологией донозологической (до болезни) диагностики, обеспечивающей получение информации о степени напряжения регуляторных систем, что позволяет судить об адаптационных возможностях организма. Этот метод прост, информативен, хорошо разработан и является самым применяемым в мире.

Вариабельность сердечного ритма является золотым стандартом оценки функционального состояния человека

В медицине расчет ВСР используется для экспресс-диагностики текущего функционального состояния раннего выявления переутомления, для контроля эффективности процедур оздоровления и реабилитации. В спортивной медицине ВСР применяется для оценки готовности к очередной тренировки и определению оптимальной нагрузки. В школьном образовании ВСР позволяет оценить степень адаптации детей к психоэмоциональным и интеллектуальным нагрузкам в период обучения.

Анализ вариабельности сердечного ритма, как способ прогноза адаптации к школе

Как показывают многочисленные наблюдения, из года в год ухудшается физическое и психическое развитие детей, снижается уровень здоровья, растет общая заболеваемость и школьная патология. Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим и углубленным образовательным программам. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом образовательной нагрузки. Для всех школ с углубленным содержанием обучения (гимназий, лицеев и др.) характерно наличие у учащихся психоэмоционального напряжения, сокращение продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, соответствующих возрастным потребностям детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов растущего организма. Начало систематического обучения в школе является одним из кризисных этапов в развитии ребёнка, влечёт за собой серьёзные изменения и требует большого напряжения функционирования всех систем организма. Адаптационный период сопровождается разными сдвигами в функциональном состоянии детей. Наиболее удобным и информативным методом исследования состояния вегетативных влияний является анализ вариабельности сердечного ритма, так как нервная и гуморальная регуляция работы сердца изменяется значительно раньше, чем начинают выявляться энергетические, метаболические и гемодинамические сдвиги. В связи с этим, первостепенную важность приобретает прогнозирование течения адаптации, позволяющее выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья, до появления органических изменений, с разработкой методов дифференцированной коррекции. Использование анализа вариабельности сердечного ритма позволяет прогнозировать течения адаптации детей к школьным нагрузкам и условиям обучения.