Зачем нужна оценка здоровья школьников

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья школьников.

Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается ребенок в своей жизни. Важно понимать, что современная школа является не только ведущим фактором социализации ребенка, его становления, но и, к сожалению, фактором, вредящим его здоровью и препятствующим полноценному развитию. Отметим, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, приходясь на период обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. Акцентируем внимание на том, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. По многочисленным статистическим данным, за последние 10 лет 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания: в 4 – 5 раз возрастает патология, связанная с органами зрения, в 3 раза – с органами пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение в 2 раза нервно-психических расстройств и в 2,5 раза заболеваний сердечнососудистой системы, что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН приводит данные о негативных изменениях здоровья детей за последние годы:

  1. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей. Теперь только один из десяти закончивших школу выпускников является здоровым.
  2. Стремительно выросло число функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет функциональные нарушения здоровья возросли в 1,5 раза, хронические заболевания в 2 раза. Половина младших школьников и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. В двое увеличились заболевания сердечно-сосудистой системы и болезней органов пищеварения, в четыре раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей. 2 раза нервно-психических расстройств
  4. Выросло число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют по 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Большое влияние на состояние здоровья детей оказывает школьное обучение, которое совпадает с периодом интенсивного роста и развития детского организма. Постоянные и длительные учебные нагрузки накапливается и приводит к различным нарушениям здоровья. Среди детей, начинающих регулярное обучение, увеличивается распространенность расстройств здоровья с формированием в дальнейшем хронической патологии, поэтому особенно важна ранняя диагностика и профилактика заболеваний.

Чрезмерный стресс, постоянные переживания, подавленное настроение, неудачи, большие физические нагрузки и недостаточный отдых приводят к выраженному напряжению, а затем к их перенапряжению и истощению запасов сил. Это означает, что организм не может сам регулировать свои функции, нарушается процесс саморегуляции, возникают затруднения и сбои в работе различных систем организма. Так мы приходим к болезни.

Болезнь является результатом ухудшения функционального состояния здоровья, снижения адаптационных (приспособительных) возможностей организма и развивается постепенно, через стадии предболезненных состояний. Своевременное выявление

Психоэмоциональные и физические нагрузки, нарушение режима, недостаточный отдых приводят к переутомлению. При длительном переутомлении у школьников снижаются сопротивляемость организма, иммунитет, формируются невротические расстройства и синдром хронической усталости. Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, ухудшению памяти и внимания, что негативно отражается на самочувствии и успеваемости детей.

Диагностика предболезненных состояний у детей может быть осуществлена путем контроля данных о ритме сердца.

Проблемой нашего времени является резкое ухудшение состояния здоровья детей, что проявляется не только нарушениями функциях органов и систем организма, но и снижением уровня физического развития и функциональных возможностей организма, снижением адаптации к меняющимся условиям среды, психологическим дискомфортом. Здоровье подрастающего поколения - это проблема, которая имеет не только медицинское, но и педагогическое значение. Цель скрининг-обследования: выявление ранних признаков школьно-обусловленных, наиболее часто встречающихся, нарушений здоровья у несовершеннолетних и своевременное направление их на углубленное обследование и лечение в поликлинику. Школьно-обусловленные заболевания – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням школьников являются сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), болезни органов пищеварения

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.