ЭКГ-болезни сердца

ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ

Uploaded Image

Электрокардиография (ЭКГ) - диагностический метод, который представляет собой регистрацию и исследование электрических полей, образующихся при работе сердца.

Электрокардиография позволяет обнаружить различные отклонения в работе сердца, в том числе протекающие бессимптомно и на ранних стадиях, тахикардию, брадикардию фибрилляцию предсердия, мерцательную аритмию и другие нарушения сердечного ритма и проводимости.

Значимость данного метода определяется тем, что большинство заболеваний сердечно-сосудистой системы имеют прямые или косвенные электрокардиографические признаки.

Обследование на выявление болезней сердца у детей школьного возраста.

Исследованиями последних десятилетий установлены существенные сдвиги в адаптационных возможностях современных школьников под влиянием умственного утомления и снижения двигательной активности, являющихся следствием все возрастающего уровня информации, который должен воспринять и усвоить современный школьник. Наибольшее напряжение в современных условиях приходится на сердечно-сосудистую систему, заболевание которой занимают первое место среди причин, быстро вызывающих утрату работоспособности. К сожалению, текущий функциональный контроль, который позволяет выявить отклонения в состоянии здоровья школьников на ранних стадиях, практически отсутствует. Изучение адаптации к школьным нагрузкам, к школьным условиям обучения сегодня приобретает актуальность также в связи с широким распространением различных экспериментальных и цифровых форм обучения, не учитывающих возрастные особенности детей.

Основные тенденции заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний детей и подростков в Российской Федерации

Для современной России характерна высокая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний во всех возрастных группах, в том числе у детей. У подростков болезни сердечно- сосудистой системы начинают занимать лидирующие позиции. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у детей не снижается и за последние 15 лет даже несколько повысилась. Для современной ситуации характерно раннее начало многих, еще недавно считавшихся свойственных в основном взрослым, заболеваний: артериальная гипертензия, нарушения ритма, атеросклероз все чаще регистрируются в детском и подростковом возрастах. В последние годы установлена распространенность ряда генетически обусловленных заболеваний сердца у детей, например, определенных видов жизнеугрожающих аритмий. Учитывая чрезвычайно высокий риск внезапной смерти в детском возрасте при этом заболевании, его раннее выявление служит обязательным условием сохранения жизни ребенка. Своевременная диагностика, лечение и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и юношеском возрастах имеют первостепенное значение, поскольку именно в этих возрастах закладываются основы патологий, преобладающие у взрослых. Необходимо с самого раннего возраста следить за состоянием сердца. Это очень важно.

Подробнее...

Дети-сердце Школьникова

Главный детский кардиолог Минздрава РФ, научный руководитель Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Вельтищева РНИМУ им. Пирогова, президент Ассоциации детских кардиологов России, профессор Мария ШКОЛЬНИКОВА.

08.12.2020

Uploaded Image

— Мария Александровна, что происходит с нашими детьми? Почему у них такой всплеск заболеваний сердца в последние годы?

— Вообще сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) уже многие годы в большинстве стран мира являются главной причиной смерти и одной из главных причин заболеваемости. Россия не исключение. Мы наблюдаем все более раннее начало многих, еще недавно считавшихся взрослыми заболеваний у детей: артериальная гипертония, атеросклероз, дистрофические изменения в миокарде… Причем около 40% заболеваний сердца у детей имеют длительное течение. Кардиты, артериальная гипертония, жизнеугрожающие нарушения ритма сердца и ряд других заболеваний появляются именно в детском возрасте и могут сопровождать человека всю жизнь. Но если выявить болезнь максимально рано и применить современные технологии лечения, прогноз улучшится многократно. А если своевременно на ранней стадии не диагностировать болезнь и не лечить, большинство таких заболеваний приведет к ранней инвалидности.

— Болезни сердца у взрослых стоят на первом месте в ряду всех смертей в нашей стране. Теперь оказывается, и с детским сердечком большие проблемы.

— Речь идет о количестве выявленных и зарегистрированных заболеваний сердца и сосудов у детей в России. Статистика роста обусловлена тем, что в последние годы стала более доступной и более совершенной диагностика сердечных патологий: ЭКГ, холтеровское мониторирование, УЗИ и МРТ сердца, стресс-тесты и др. Раньше детям делали, как правило, только ЭКГ и только в основном перед школой или при жалобах. Теперь ЭКГ каждому ребенку снимают в первый год жизни, в 6 лет и далее еще 3 раза до 18 лет; УЗИ сердца делают в первый месяц жизни ребенка и в 6 лет. А холтер вообще раньше назначали только после выявления заболеваний, и только в стационарах. Сегодня — это рутинный метод обследования в поликлиниках. Поэтому и чаще в наши дни стали выявлять сердечные болезни у детей. У подростков, к примеру, сегодня таких заболеваний регистрируем в два раза больше, чем было в 1999 году. Но все это на фоне снижения смертности от болезней сердца и сосудов у детей, так как улучшилась не только диагностика, но появились и новые возможности терапии и хирургии.

— Известны ли причины столь частого поражения сердца у детей сегодня? Виноваты генетика, образ жизни родителей?

— И то, и другое. Кроме того, большое влияние на здоровье детского сердца оказывают перенесенные ребенком инфекции, а также нейроциркуляторные функциональные нарушения (раньше назывались вегетососудистой дистонией). Нарушения нейровегетативной регуляции у детей могут проявляться сердечно-сосудистыми, дыхательными расстройствами, плохой переносимостью стрессов и физических нагрузок. Такие состояния у детей могут возникать в том числе из-за чрезмерных нагрузок в учебе, эмоциональных и умственных перегрузок. Безусловно, в формировании заболеваний сердца у детей, и особенно у подростков, есть вина и некоторых родителей, их образа жизни. Особенно опасны в этом смысле курение, алкоголь, неправильное питание, которое приводит к ожирению. Волей-неволей дети копируют модели семейного поведения и с возрастом, как и их родители, попадают в группы риска. Поэтому очень важно, чтобы родители отказывались от вредных привычек еще до появления наследника в семье. Есть такое понятие, как «синдром внезапной смерти младенцев». Так вот «шанс» пострадать от этого синдрома в несколько раз выше у детей, если женщина, будучи беременной, курила или пила алкоголь. Кроме того, у детей, испытавших вместе с матерью еще внутриутробно влияние этих вредных факторов, могут страдать не только сердце, но и нервная система, другие органы. Например, заболеваемость и смертность от болезней системы кровообращения у детей более интенсивно растет с 12 лет. А начиная с 15 лет смертность от всех сердечно-сосудистых заболеваний обгоняет остальные, за исключением перинатальных.  С 40–50 лет болезни системы кровообращения становятся основной причиной смертности в России.

«Наследственные факторы видны уже в детстве»

— Мария Александровна, какое место вы отводите профилактике заболеваний сердца у детей? Какие из них самые коварные? И насколько реально их предупредить?

— У детей на первом месте среди заболеваний сердца — врожденные пороки сердца (25% от всех ССЗ); на втором — аритмии или нарушения сердечного ритма (18–20%). При этом, в отличие от взрослых, у детей нарушения ритма в большинстве своем формируются при отсутствии органического поражения сердца, то есть в неповрежденном миокарде. Причина большинства аритмий у детей — наследственные патологии, нарушения нейровегетативной регуляции ритма сердца, другие функциональные потенциально исправимые нарушения.

— Появились данные об увеличении редких заболеваний сердца у детей. О чем речь? В чем причина? И какие заболевания сердца у детей наиболее опасны?

— Многие редкие (орфанные) заболевания сердца и сосудов обусловлены мутациями генов и проявляются в детском возрасте. Несвоевременно диагностированные, они в зрелом возрасте сопровождаются большим числом осложнений и нередко имеют крайне плохой прогноз. Это легочная артериальная гипертония, семейная гиперхолестеринемия, наследственные жизнеугрожающие аритмии, наследственные кардиомиопатии и ряд других. Они должны быть выявлены как можно раньше, тогда последствия будут минимизированы. А без лечения приведут к ранней инвалидности и преждевременной смерти. 

— Значит, болезни сердца у детей могут стать и хроническими?

— Конечно. Около 40% заболеваний сердца у детей приобретают длительное течение. Кардиты, кардиомиопатии, легочная артериальная гипертония, наследственные нарушения ритма сердца, и ряд других появляются именно в детском возрасте. Если вовремя не диагностировать сердечные патологии у детей и опоздать с назначением лечения, это неизбежно приведет не только к росту числа хронических больных и инвалидов в старших возрастных группах, но и к смерти «от сердца» в молодом возрасте.

Подробнее...

Зачем нужна оценка здоровья школьников

Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается ребенок в своей жизни. Важно понимать, что современная школа является не только ведущим фактором социализации ребенка, его становления, но и, к сожалению, фактором, вредящим его здоровью и препятствующим полноценному развитию. Отметим, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, приходясь на период обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. Акцентируем внимание на том, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. По многочисленным статистическим данным, за последние 10 лет 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания: в 4 – 5 раз возрастает патология, связанная с органами зрения, в 3 раза – с органами пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение в 2 раза нервно-психических расстройств и в 2,5 раза заболеваний сердечнососудистой системы, что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН приводит данные о негативных изменениях здоровья детей за последние годы:

  1. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей. Теперь только один из десяти закончивших школу выпускников является здоровым.
  2. Стремительно выросло число функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет функциональные нарушения здоровья возросли в 1,5 раза, хронические заболевания в 2 раза. Половина младших школьников и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. В двое увеличились заболевания сердечно-сосудистой системы и болезней органов пищеварения, в четыре раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей. 2 раза нервно-психических расстройств
  4. Выросло число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют по 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Большое влияние на состояние здоровья детей оказывает школьное обучение, которое совпадает с периодом интенсивного роста и развития детского организма. Постоянные и длительные учебные нагрузки накапливается и приводит к различным нарушениям здоровья. Среди детей, начинающих регулярное обучение, увеличивается распространенность расстройств здоровья с формированием в дальнейшем хронической патологии, поэтому особенно важна ранняя диагностика и профилактика заболеваний.

Чрезмерный стресс, постоянные переживания, подавленное настроение, неудачи, большие физические нагрузки и недостаточный отдых приводят к выраженному напряжению, а затем к их перенапряжению и истощению запасов сил. Это означает, что организм не может сам регулировать свои функции, нарушается процесс саморегуляции, возникают затруднения и сбои в работе различных систем организма. Так мы приходим к болезни.

Болезнь является результатом ухудшения функционального состояния здоровья, снижения адаптационных (приспособительных) возможностей организма и развивается постепенно, через стадии предболезненных состояний. Своевременное выявление

Психоэмоциональные и физические нагрузки, нарушение режима, недостаточный отдых приводят к переутомлению. При длительном переутомлении у школьников снижаются сопротивляемость организма, иммунитет, формируются невротические расстройства и синдром хронической усталости. Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, ухудшению памяти и внимания, что негативно отражается на самочувствии и успеваемости детей.

Диагностика предболезненных состояний у детей может быть осуществлена путем контроля данных о ритме сердца.

Проблемой нашего времени является резкое ухудшение состояния здоровья детей, что проявляется не только нарушениями функциях органов и систем организма, но и снижением уровня физического развития и функциональных возможностей организма, снижением адаптации к меняющимся условиям среды, психологическим дискомфортом. Здоровье подрастающего поколения - это проблема, которая имеет не только медицинское, но и педагогическое значение. Цель скрининг-обследования: выявление ранних признаков школьно-обусловленных, наиболее часто встречающихся, нарушений здоровья у несовершеннолетних и своевременное направление их на углубленное обследование и лечение в поликлинику. Школьно-обусловленные заболевания – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням школьников являются сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), болезни органов пищеварения

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Подробнее...

Обследование на выявление болезней сердца у детей школьного возраста. Исследование состоян

Центр здоровья школьников «Сириус», в рамках школьного мониторинга здоровья и мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний обучающихся, проводит обследование на выявление болезней сердца у детей школьного возраста. Исследование состояния сердца проводиться методом дистанционной электрокардиографии (ЭКГ). ЭКГ позволяет обнаружить различные отклонения в работе сердца, в том числе протекающие бессимптомно и на ранних стадиях (фибрилляция предсердий, мерцательная аритмия, тахикардия, брадикардия и другие нарушения сердечного ритма и проводимости).

Обследование проводиться на мобильном кардиографе Аппаратно-программном комплексе CardioQVARK «Кардио-Кресло». Это медицинский аппарат, который обеспечивает данные диагностического качества такие же, как и кардиографы в поликлиниках и больницах. (Регистрационное удостоверение № РЗН 2019/8124 от 15 февраля 2019 г. www.cardioqvark.ru).

Порядок обследования: «Кардио-Кресло» выглядит внешне, как обычный стул со спинкой. Чтобы начать обследование ребенок садиться в кресло и на панели управления вводятся персональные данные (год рождения, рост, вес, номер телефона родителя). После запуска программы, нужно руками взяться за поручни и подержаться одну минуту. Снимать одежду не нужно. Обследование проводиться под наблюдением классного руководителя и работника Центра. После обследования элекрокардиограмма передается в медицинское учреждение, где исследуется врачом-кардиологом. Далее электрокардиограмма, ее расшифровка и заключение врача приходит на телефон родителя в виде SMS-сообщения. Этот файл является медицинским документом и это значит, что при необходимости любой врач в любой медицинской организации может использовать эти данный при постановке диагноза. Если по результатам обследования будут выявлены нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, то в Заключении будет рекомендовано пройти углубленное обследование в медицинской организации.

Подробнее...

Что такое вариабельность сердечного ритма и зачем ее применять в школе

Необходимость измерения адаптационных возможностей особенно актуальна для школьников – дети наиболее чувствительны к стрессовым воздействиям окружающей среды. Даже во внешне благополучных семьях дети имеют факторы риска снижения защитных сил организма, связанные с такими современными аспектами их образа жизни, как сложные взаимоотношения со взрослыми, недостаточное взаимопонимание в семье, неправильное питание и низкий уровень физической активности.

Процесс обучения в школе требует от организма школьника не только высокой устойчивости к экстремальным воздействиям, но и хорошей пластичности, т.е. способности приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям существования. Вариабельность сердечного ритма – одно из фундаментальных физиологических свойств нашего организма. Организма, а не просто сердечно-сосудистой системы.
Вариабельность сердечного ритма с большой точностью отражает состояние именно регуляторных процессов в нашем организме, и поэтому, доставляет действительно неоценимую для предупреждения болезней информацию. Анализ вариабельности сердечного ритма является научно обоснованной методологией донозологической (до болезни) диагностики, обеспечивающей получение информации о степени напряжения регуляторных систем, что позволяет судить об адаптационных возможностях организма. Этот метод прост, информативен, хорошо разработан и является самым применяемым в мире.

Вариабельность сердечного ритма является золотым стандартом оценки функционального состояния человека

В медицине расчет ВСР используется для экспресс-диагностики текущего функционального состояния раннего выявления переутомления, для контроля эффективности процедур оздоровления и реабилитации. В спортивной медицине ВСР применяется для оценки готовности к очередной тренировки и определению оптимальной нагрузки. В школьном образовании ВСР позволяет оценить степень адаптации детей к психоэмоциональным и интеллектуальным нагрузкам в период обучения.

Анализ вариабельности сердечного ритма, как способ прогноза адаптации к школе

Как показывают многочисленные наблюдения, из года в год ухудшается физическое и психическое развитие детей, снижается уровень здоровья, растет общая заболеваемость и школьная патология. Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим и углубленным образовательным программам. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом образовательной нагрузки. Для всех школ с углубленным содержанием обучения (гимназий, лицеев и др.) характерно наличие у учащихся психоэмоционального напряжения, сокращение продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, соответствующих возрастным потребностям детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов растущего организма. Начало систематического обучения в школе является одним из кризисных этапов в развитии ребёнка, влечёт за собой серьёзные изменения и требует большого напряжения функционирования всех систем организма. Адаптационный период сопровождается разными сдвигами в функциональном состоянии детей. Наиболее удобным и информативным методом исследования состояния вегетативных влияний является анализ вариабельности сердечного ритма, так как нервная и гуморальная регуляция работы сердца изменяется значительно раньше, чем начинают выявляться энергетические, метаболические и гемодинамические сдвиги. В связи с этим, первостепенную важность приобретает прогнозирование течения адаптации, позволяющее выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья, до появления органических изменений, с разработкой методов дифференцированной коррекции. Использование анализа вариабельности сердечного ритма позволяет прогнозировать течения адаптации детей к школьным нагрузкам и условиям обучения.

Подробнее...

Существуют ли общий для всех людей критерий здоровья и метод его измерения?

Чрезмерный стресс, постоянные переживания, подавленное настроение, неудачи, большие физические нагрузки и недостаточный отдых приводят к выраженному напряжению регуляторных систем организма, а затем к их перенапряжению и истощению. Это означает, что организм не может сам регулировать свои функции, нарушается процесс саморегуляции, возникают затруднения и сбои в работе различных систем организма. Так мы приходим к болезни.

Заболевание является результатом снижения адаптационных (приспособительных) возможностей организма и развивается постепенно, через стадии донозологических и преморбидных состояний. Диагностика донозологических и преморбидных состояний у детей может быть осуществлена путем контроля данных о ритме сердца.

Современный подход к измерению и оценке здоровья заключается в исследовании данных о ритме сердца. Сердце откликается на все изменения во внешней среде и внутри организма. Этот подход берет свое начало от пульсовой диагностики, которая возникла несколько тысячелетий назад в древнем Китае. О пульсовой диагностике слышали многие, но, по-видимому, новым для большинства людей будет то, что подобный же подход получил свое развитие и в современной космонавтике. Этот подход является самым простым и одновременно он использует один из самых сложных показателей жизнедеятельности человека - ритм сердца.

Подробнее...

Оценка уровня здоровья

Говорить о здоровье намного сложнее, чем о болезни. Болезнь человек чувствует. Она ему мешает жить. Она является потенциальной угрозой инвалидности и смерти. Это всем понятно. Здоровье же мы не чувствуем. Мы его воспринимаем, как что-то само собой разумеющееся. Как воздух, как солнечный свет. Обычно при рассказе о здоровье упрощались многие очень сложные биологические и медицинские понятия. И все же, несмотря на эти упрощения, объяснить сущность здоровья сложнее, чем сущность болезни. Проблемой нашего времени является резкое ухудшение состояния здоровья детей, что проявляется не только нарушениями функциях органов и систем организма, но и снижением уровня физического развития и функциональных возможностей организма, снижением адаптации к меняющимся условиям среды, психологическим дискомфортом. Здоровье подрастающего поколения - это проблема, которая имеет не только медицинское, но и педагогическое значение. Исследованиями последних десятилетий установлены существенные сдвиги в адаптационных возможностях современных школьников под влиянием умственного утомления и снижения двигательной активности, являющихся следствием все возрастающего уровня информации, который должен воспринять и усвоить современный школьник. Наибольшее напряжение в современных условиях приходится на сердечно-сосудистую систему, заболевание которой занимают первое место среди причин, быстро вызывающих утрату работоспособности. К сожалению, текущий функциональный контроль, который позволяет выявить отклонения в состоянии здоровья школьников на ранних стадиях, практически отсутствует. Изучение адаптации к школьным нагрузкам, к школьным условиям обучения сегодня приобретает актуальность также в связи с широким распространением различных экспериментальных форм обучения, не учитывающих возрастные особенности детей.

Подробнее...